<<<
|
КИЕВСКИЕ
МИТРОПОЛИТЫ В XVI ВЕКЕ. БРЕСТСКАЯ УНИЯ 1596 г.
Положение
православных в пределах Литовского Великого княжества до соединения
его с Польшей (Люблинская Уния 1569 г.) было трудным, но все же они
находились под охраной Литовского статута, который гарантировал им
свободу исповедания.
Многие представители
русских дворянских родов приняли католичество, так как без этого им
был закрыт доступ к государственным должностям, но некоторые семьи,
во главе с князьями Острожскими, твёрдо блюли православную веру.
Польские короли пользовались правом покровительства (патроната) над
архиерейскими кафедрами и монастырями и раздавали епархиальные и
церковные земли, кому хотели. Назначенные королевской властью
попечители монастырей и приходов получали доходы, но не заботились о
нуждах православного населения. Особенно трудно было материальное
положение церкви в Галиции, непосредственно связанной с польской
короной.
Тяжелое положение
Церкви вызвало желание мирян встать на ее защиту и взять в свои руки
поддержку приходов и епархий. В
XVI
веке роль мирян в пределах Киевской митрополии была очень велика.
Они образовывали братства, открывали школы и типографии и выносили
на себе всю тяжесть борьбы с польскими властями, 248 так как право
патроната было дано городах и крупным владельцам, по большой части
католикам, которые взимали с церквей поборы.
В 1509 году
состоялся собор в Вильне, на котором были вынесены постановления о
защите православия. При короле Сигизмунде Августе, склонном к
протестантизму, положение православных улучшилось, так как король
придерживался полной веротерпимости. В 1569 году Польша и Литва
окончательно объединились. Для борьбы с распространившимся там
кальвинизмом был призван орден Иезуитов, которые основали в Вильно
Коллегию (высшую школу). Иезуитский ученый, Петр Скарга, оставил
книгу о единстве Церкви, в которой доказывал, что православная
Церковь может стать великой, если объединится с Римом и откажется от
некоторых своих особенностей, сохраняя свой обряд и уклад жизни.
ПРАВОСЛАВНОЕ
ПРОСВЕЩЕНИЕ В ЛИТВЕ
В то время как
иезуитский орден подготовлял унию с Римом, православная Церковь,
благодаря притоку культурных сил из Москвы, изгнанных Иоанном
Грозным, дала ряд крупных церковно-культурных центров. Первым из них
был город Острог, князья которого издавна были защитниками
православия. Там кн. Константин Острожский основал в 1570 году
высшую православную школу. а в 1576-80 годах, пользуясь услугами
бежавших Москвы первопечатников, издал славянскую Библию. Для
издания Библии кн. Острожский выписал рукописи Греции, Сербии и
Болгарии, но часть книг пришлось довести с латинского. В Остроге
была составлена свящ. Василием книга о «Единой, истиной вере» в
ответ на сочинение иезуита Петра Скарги.
Вторым православным
центром был Ковель, где обосновался после бегства из Москвы князь
Курбский. Он переводил отцов Церкви, писал письма к влиятельным
гражданам, призывая их стоять за православную веру. Его друг
Оболенский, был послан учиться на Запад и потом помогал ему в его
переводах. У князя Курбского работал также бежавший из Москвы игумен
Троице-Сергиевой Лавры Артемий, который сперва был принят другим
поборником православия, князем Слуцким.
Наряду с князьями
встало на защиту веры и городское население, собравшееся вокруг
церквей и монастырей и образовавшиеся братства. В Вильне
основывается братство и развивается книгопечатание (типография
Мамоничей), во Львове местное мещанство основало не только
братство, но и высшую школу (Академию), для которой выписало
учителей из-за границы.
Благодаря королю
Стефану Баторию, который желал опереться та русских против буйной
польско-литовской шляхты, восстанавливалась жизнь в киевской
области, и король учредил православное казачье войско (реестр),
которое сыграло потом большую роль в борьбе за православие.
Труднее всего
обстояло дело с иерархией. Митрополиты жили не в Киеве, а в Вильне,
Новогрудеке или других городах. Часто в епископы проводились
королевской властью люди недостойные. Были случаи женатых епископов.
Большинство из них жило в богатых поместьях. вдалеке от своей
паствы. К концу
XV
века изменили православию не народ, а епископы. Православие будет
спасено рядовым духовенством, поддержанным мирянами.
БРЕСТСКИЙ СОБОР 1596
г. И УНИЯ
В 1586 году патриарх
Иоаким Антиохийский, проездом через Киевскую митрополию,
познакомился с положением православия в Польше и поддержал братства,
дав им широкие полномочия в отношении открытия школ и книгопечатания.
Львовскому братству он завещал не только блюсти православие, но,
если надо, обличать епископов. В 1589 году, возвращаясь с
поставления первого русского патриарха, через Львов проехал патриарх
константинопольский Иеремия, который подтвердил все права братства.
С этого времени началась глухая борьба западно-русской иерархии с «Греческим
вмешательством русские дела».
Четыре епископа
подали через короля просьбу папе о подчинении Риму, но с сохранением
обряда и всех привелегий. Вскоре к ним присоединился вновь
посвященный еп. владимиро-волынский Ипатий (Поцей), человек очень
влиятельный и друг кн. Острожского. В 1594 году король послал его и
еп. Кирилла (Терлецкого) в Рим для ведения переговоров. Митрополит
Михаил (Рогоза) по слабоволию не противился решению других
епископов. В защиту православия первым выступил кн. Острожский с
посланием всем приходам, монастырям и братствам. Виленский ученый,
Стефан Зизаний, написал против унии обличение. Епископы, были
приняты в Риме с почестью, подписались под актом о призвании всех
католических догматов и по возвращении в 1596 году приняли участие в
соборе в городе Бресте-Литовском. Собор сразу разделился на две
части, и обе заседали отдельно. Экзархи патриархов
константинопольского и александрийского, Никифор и Кирилл,
возглавили православных и, после отказа митрополита Михаила и
принявших унию епископов явиться, лишили их сана. Униатская часть
ответила проклятием православных членов собора и приняла унию. Все
епископы, не подписавшие унию, были объявлены ослушниками
королевской власти. Экзарх Кирилл был арестован умер, в тюрьме от
голода. По всей стране началось преследование православного
духовенства, братств и мирян. Множество крестьян от гонений сбежало
на Юг и заселило пустовавшую до того времени Украину. Кн.
Острожский заключил с протестантами в 1599 году союз для общей
борьбы с унией, но этот союз вскоре распался.
|
|