RCIstorii

 

 

 

 

<<<

УСТАНОВЛЕНИЕ ПАТРИАРШЕСТВА В 1589г.

РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОГО ПАТРИАРШЕСТВА

Русская Церковь была уже, начиная с митрополита Ионны (после Флорентийской унии), самостоятельной, и хотя митрополиты поставлялись по прежнему в Константинополе до конца XV века, митрополиты XVI века возводились на престол по настоянию вел. князей, без благословения патриарха. Русская Церковь, с другой стороны, помогала бедствующим восточным Церквам и Афону. В 240 1586 году царь Федор Иоаннович собрал в Москве собор и было решено просить восточных патриархов о даровании московскому митрополиту титула патриарха. Антиохийский патр. Иоаким, бывший в то время в Москве для сбора «милостыни», поддержал это ходатайство, а через два года в Москву прибыл константинопольский патр. Иеремия. Ему было предложено стать патриархом Московским и всея Руси, но с условием, что он будет жить во Владимире. Последний не согласился и поставил в патриархи митрополита Иова 25 января 1589 года. В грамоте, подписанной всеми восточными патриархами, присланной в Москву через два года, московскому патриарху определялось 5-ое место после патр. иерусалимского, и русской Церкви давалось право избрания патриарха собором русских епископов.

Новгород, одно время почти независимый от Москвы, в церковном отношении был подчинен московскому патриарху. Судьба новгородской кафедры была трагична. В 1470 году последний архиепископ из новгородцев, Феофил, был заточен, и после него архиепископы присылались из Москвы.

 Во время кровавого похода царя Иоанна IV против Новгорода, арх. Пимен был схвачен опричниками, провезен по всему, городу в одежде шута, а потом незаконно лишен сана и сослан в монастырь. В 1576 году его преемник, арх. Леонид, зашитый в медвежью шкуру, был затравлен собаками.

В связи с возвышением московской кафедры, было умножено количество епархий. В Казани была учреждена архиепископия, а епископы, жившие ранее в ханской ставке (Орде), переехали в Москву в квартал «Крутицы» И стали называться крутицкими.

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ В СМУТНОЕ ВРЕМЯ

Приниженная при Василии III и Иоанне IV русская Церковь в конце XVI века стала вновь вели-вой духовной силой благодаря учреждению патриаршества, и ей пришлось в самом начале XVII века стать объединяющим центром распавшегося государства.

После смерти патриарха Иова в 1605 году и кратковременного пребывания на престоле грека Игнатия, назначенного Лжедимитрием, во главе русской Церкви стал святитель Гермоген. Московское Царство переживало в эти годы страшный кризис. Династия Рюрика пресеклась в 1598 г. в лице Федора Иоанновича и на царство был избран брат царицы, боярин Борис Годунов. В последние годы его правления положение в стране было очень тяжелым. Несколько последовательных неурожайных лет вызвали страшный голод, из Польши шло войско Лжедимитрия, который выдавал себя за сына царя Иоанна, царевича Димитрия, якобы спасшегося от руки убийц. Многие считали его беглым монахом Григорием Отрепьевым. В походе принимал участие король польский Сигизмунд III, ревностный католик, перешедший из лютеранства, который хотел завоевать Московское царство и ввести в нем унию с Римом.

Вскоре после смерти Бориса (1605) и кратковременного правления его сына Феодора, Москвой овладел Лжедимитрий, который сначала показал себя, милостивым и терпимым. Но 1 мая 1606 года в Москву прибыла в сопровождении 2000 поляков невеста Лжедимитрия, Марина Мнишек, поляки заняли все московские монастыри, вели себя хозяевами, и стало известно об обещаниях, данных самозванцем папе и королю. Произошел резкий переворот в отношении в Лжедимитрию, и он был свергнут и убит.

Царем без земского собора и вне всяких традиций был провозглашен князь Василий Шуйский (1606-1610). В виду появления нового самозванца (Тушинского вора), царь Василий торжественно перенес в Москву тело убитого царевича Димитрия.

В годы развала государства православная Церковь стала единственным центром, к которому стремились все, кому была дорога родина и ее традиции. Во главе этих сил стал патриарх Гермоген. Он ободрял царя, увещевал бояр,  рассылал по  городам грамоты, призывая всех встать на защиту страны. Его поддерживали митр. казанский Ефрем и тверской архиепископ Феоктист, которого мятежники убили при взятии города в 1608 году.

Центром сопротивления врагам явилась Троице-Сергиева Лавра. Она выдержала 16 месячную осаду польских войск кн. Сапеги и Лисовского. В монастырских стенах скопилась масса населения из окрестностей, и, только благодаря чудесной поддержке св. Сергия, Лавра могла выдержать страшную осаду. Преп. Сергий являлся многим людям, укреплял их и предсказывал победу над врагом. Во время голода в Москве, Лавра послала туда свой хлеб.

После свержения царя Василия (1610), когда в Московском царстве наступила полная анархия, патр. Гермоген вновь возвысил свой голос и выставил в кандидаты  в цари юного сына митрополита Филарета (Романова) Михаила. Он открыто призывал к изгнанию поляков и шведов, но объявил, что, если польский королевич Владислав примет православие, он благословит его на царство, ради спасения страны, так как за него стоит боярство и многие дворяне.

В начале 1611 года представители городов прибыли в Москву за получением указаний от патриарха и собрали первое народное ополчение, которое подошло к Москве. Поляки в это время заняли Кремль, и патриарх оказался их пленником. Руководство делом спасения страны перешло к Лавре преп. Сергия, во главе которой стояли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий (Палицын).

Св. Сергий в видении явился богатому купцу и нижегородскому именитому человеку, Кузьме Минину Сухоруку и благословил стать на защиту отечества. Он и князь Пожарский стали во главе второго ополчения и со всех сторон собрали к Москве войска.

Св. патриарх Гермоген умер от голода в Кремле в начале 1612 года (память 17 февраля). Для возглавления русской Церкви, ввиду невозможности выбора нового патриарха, «Совет всей Русской Земли», собравшийся в Ярославе летом 1612 года. избрал митрополита ростовского Кирилла. Он же стад временно главой государства. Пожарский главой правительства, а Минин министром финансов.

22 октября Москва была взята и освобождена от врагов, а 21 февраля 1613 г в цари был избран Михаил Федорович Романов.

ПАТРИАРХ ФИЛАРЕТ И ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕРКОВНОЙ ЖИЗНИ.

Преемник патриарха Гермогена был избран только через 7 лет, в 1619 году, так как большинство иерархов считали кандидатом митрополита Филарета, отца царя Михаила, но он был в плену в Польше. 11 мая 1613 года митр. Кирилл возложил царскую корону на молодого царя в Успенском соборе.

Из-за юности царя государством правила инокиня Марфа, которая принесла много зла России. Лучшие люди, как князь Пожарский и Минин, были удалены от дел, а знаменитый игумен Троице-Сергиевой Лавры Дионисий — обвинен в ереси и заключен в темницу. Троице-Сергиевой Лавре пришлось еще раз в 1618 году пережить осаду войск королевича Владислава, желавшего овладеть Русским престолом.

Только с возвращением из польского плена митрополита ростовского Филарета (1619) и с его избранием на патриарший престол, для русской Церкви наступил период мира. Он освободил из темницы игумена Дионисия и поручил монахам Сергиевской Лавры подготовку реформ церковной жизни и исправления богослужебных книг Большинство работников, объединенных в Лавры вокруг Дионисия, были почитателями Максима Грека они издали его труды и возобновили работу по исправлению богослужебных книг, начатую игуменом Дионисием еще до его заключения в тюрьму. План преобразования церковной жизни касался борьбы с распущенностью нравов, слишком большим злоупотреблением маскарадами и народными гуляньями, беспорядками в церквах, восстановления проповеди за каждым богослужением. Одним из самых ревностных работников этого кружка являлся протоиерей Иоанн Неронов.

Патриарх Филарет сделал много для распространения православия на Востоке и способствовал переселению крестьян в Сибирь, где были построены многочисленные  храмы. Так как до самой своей смерти в 1633 году в сущности он правил за своего сына, значение Церкви, очень возвысилось. Патриарший двор был устроен по образцу царского, и сам патриарх носил титул Великого Государя.

 

 

Страхование автомобилей
Бухгалтерский учет в Москве

e-mail: mospolis@mail.ru

 
Hosted by uCoz