<<<
|
ЦАРЬ
АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ И ПАТРИАРХ НИКОН.
ИСПРАВЛЕНИЕ
БОГОСЛУЖЕБНЫХ КНИГ И СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ РАСКОЛ
ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ И
ПАТРИАРХ НИКОН
B
1652 году
на патриарший престол был избран Никон, который до этого был
архиепископом новгородским. Он показал во время народного бунта свои
исключительные административные способности. Он организовал помощь
больным и голодающим и привел дела епархии в блестящее положение. Он
ввел в новгородских церквах единогласие и греческие, и киевские
распевы. Если при его предшественниках Иоасафе
I
(1634-и Иосифе (1642-62) отношения между Церковью и царством были
мирными, то при Никоне, который утверждал открыто, что духовное
должно стоять повсюду впереди светского, столкновение стало
неизбежным.
Патриарх Никон
продолжал реформы, начатые до него, но стал их вводить очень резко и
с нетерпимостью по отношению всех, кто с ними был не согласен.
Большинство исправлений
в богослужебных книгах было уже признано всеми, но Никон, своим
явным предпочтением греческим рукописям, восстановил против себя
справщиков которые оберегали чистоту православия.
Одновременно он
потребовал закрытия Монастырского Приказа, который управлял
церковными имуществом. Для возвеличения Церкви он настоял перед
царем на необходимости публичного и торжественного покаяния в
незаконных действиях царской власти в
XVI
веке. Мощи митр. Филиппа были перевезены в Москву, поставлены в
Успенском соборе, и царь молитвенно пред ними и просил простить
царской власти грех Иоанна
IV.
Патриарх Никон в
первые годы своего патриаршества принимал ближайшее участие в делах
государства, он носил титул Великого Государя, и царь ничего не
делал, не посоветовавшись с ним. Во время походов против Литвы
царь поручил патриарху
управление государством. Своим крутым нравом и резкими мерами
патриарх восстановил против себя и представителей старины, и
«реформаторов». У него началась борьба с боярством, которое не
всегда считалось с его авторитетом в гражданских делах. Начиная с
1667 года, в отношениях
царя и патриарха наступила перемена, которая перешла скоро в
открытую борьбу двух властей. Патриарх покинул Москву и переехал в
Волоколамский монастырь, оставив управлять. Церковью митр. Питирима
Крутицкого. В 1660 году, чтобы найти выход из создавшегося
положения, был собран собор из русских иерархов. Большинство собора
осудило патриарха на лишение сана, но царь не согласился с соборным
решением, и положение осталось неопределенным. В 1662 году в Москву
прибыл митрополит Газский Паисий (Лигарит), который
встал на сторону противников патр. Никона. Он составил против патр.
Никона обвинительный акт, который был послан восточным патриархам.
Последние, кроме патр. Нектария Иерусалимского, стали на сторону
царской власти.
Тогда царь Алексей
решил пригласить в Москву восточных патриархов для решения дела
патр. Никона и других церковных дел. Двое из них, антиохийский —
Паисий и иерусалимский — Макарий, прибыли в Мовкву, где состоялся в
1666-67 году собор. Перед этим патр. Никон неожиданно вернулся в
столицу, но примирения с царем не произошло. Собор, на котором
присутствовал царь, патриархи и все русские архиереи, осудил патp.
Никона, который Держал себя все время очень непримиримо. Главным
обвинением были письма самого патр. Никона, посланные им на Восток.
Осуждённый на лишение сана, натр. Никон был заточен в Ферапонтов
монастырь, но не признал Осуждения законным и до конца жизни считал
себя патриархом. Царь Алексей, который был примерным христианином и
проявил в деле патриарха и в деле раскольников много кротости и
миролюбия, написал ему перед смертью моление о прощении. Но Никон,
хотя и плакал при его получении, прошения царю не дал. После долгих
лет ссылки, патр. Никон скончался в 1681 году. С него было снято
восточными патриархами запрещение, и он был погребен
архиерейским чином в присутствии царя.
Собор 1666-67 года,
осудив патр. Никона, утвердил все его реформы, в том числе реформу
духовного суда, В преемники Никону был избран скромный и кроткий
Иосаф
II
(1067-73).
РАСКОЛ
СТАРООБРЯДЧЕСТВА
Во второй половине ХVII
века, русской Церкви пришлось пережить губительный раскол, поводу к
которому было то направление, которое патр. Никон дал делу
исправления книг, но корни были заложены в недоверии московских
консерваторов к грекам и киевлянам.
Необходимость
исправления книг сознавалась очень , многими, но патр. Никон,
который только продолжил уже давно подготовленное дело, давал
предпочтение греческим рукописям, справлялся в Греции о правильности
того или иного исправления я не доверял московским справщикам. Он
ввел кроме того трехперстное крестное знамение (при котором три
пальца складывались вместе в честь св. Троицы) я тройное пение
аллилуйя, тогда как в постановлениях Стоглавого Собора, авторитет
которого был очень велик, говорилось о двуперстном знамении (двух
пальцах, символизировавших два естества в Иисусе Христе) и двойном
аллилуйя. Это дало повод защитникам старых русских текстов
усомниться в истинности греческих исправлений и ссылаться в своих
утверждениях на соборное постановление.
В 1654 году патр.
Никон собрал в Москве собор, который принял все его исправления, я в
1655 г, они были одобрены восточными патриархами. Те, кто не
согласились с постановлениями, были осуждены на ссылку. Во главе
ревнителей старины был протопоп (протоиерей) Аввакум Петрович,
человек неистового и властного характера, в своей ревности о
благочинии церковном и в борьбе с распущенностью нравов доходивший
до крайностей. Он происходил, как и патр. Никон, ив Нижнего
Новгорода, приехал в 1647 году в Москву к Ивану Неронову и принял
деятельное участие в деле исправления книг. Он был горячим
московским патриотом и видел в греках изменников православию.
Патр. Никон сослал
его в 1653 г. в Тобольск, а потом в Нерчинский край, но он был
оттуда возвращен после оставления патриархом Москвы. Вместе с ним
был сослан и еп. Павел Коломенский, не признавший исправлений. Царь
Алексей Михайлович уважал Аввакума и убеждал его принять
исправления, но он оставался непоколебимым.
На соборе 1666 года
все, не признавшие новых книг и исправлений и защищавшие старые
обычаи в обряды, были преданы проклятию, которое было отменено
только в
XX
веке. Оно вызвало глубокий раскол в русском народе. За Аввакумом
пошла часть боярства во главе с боярыней Морозовой в кн. Урусовой,
боярином Салтыковым, много рядового духовенства и массы народа.
Русская Церковь была лишена своих самых стойких и ревностных членов.
В защиту старой веры
восстал Соловецкий монастырь, который сдался только после 7-летней
осады московскими войсками. Монахи были перебиты или разбежались.
Все вожди раскола были сосланы на север, а в 1681 году некоторые из
них, и в том числе протопоп Аввакум, сожжены.
В 1682 году, при
царевне Софьи, в Москве возник вновь спор между представителями
«старой» я «новой» веры. Вождь раскольников, священник Никита
Пустосвят, в присутствии царевны вел себя очень резко и нетерпимо.
Начались волнения среди стрельцов, выступавших за старую веру. Тогда
правительство приняло жестокие меры. Свящ. Никита был казнен, а
против всех старообрядцев был усилен «розыск» (преследование их по
всей стране). В 1685 году они были объявлены вне закона, в всякому
укрывавшему их грозили тяжелые наказания. Раскол принес неисчислимый
вред русской Церкви, и она не могла противостать реформе, которую
ввел в начале ХУIII
века Петр Великий, и которая разрушила весь ее строй.
|
|