RCIstorii

 

 

 

 

<<<

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ И ЦЕРКОВНОЕ ИСКУССТВО

В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XVII В.

Вторая половина ХVII века, несмотря на потрясения, вызванные расколом старообрядчества, является эпохой расцвета духовного просвещения и на Юге, в Киевской митрополии, и в Московском патриархате. В первой половине века, на Юге, единственным культурным центром был Киев, где все просвещенные деятели Церкви объединялись вокруг Братской школы, а поток Киевской академии. В 1654 году произошло воссоединение Киевской и Московской Руси, в котором решающую роль сыграло желание, народа подчиниться православному царю. В 1648 году основался новый церковно-культурный центр в Чернигове, кафедра которого вдовствовала 150 лет. Устроителем обширного края, в который до  основания кафедр в Белгороде и Воронеже щадила вся левобережная Украина, был архиепископ Лазарь (Баранович), сделавший очень много для просвещения своей епархии. Его, ближайшим помощником был святой Феодосий. Он происходил из древнего рода Углицких, получил образование в Киевской академии, и провел несколько лет строгой подвижнической жизни в Киево-Печерской Лавре. Как игумен киевского Выдубедского монастыря, а впоследствии черниговского Елецкого монастыря, св. заботился о строгости устава, благолепии церковных служб и пения, устраивал школы, богадельни и библиотеки. 0н способствовал также объединению в 1685 году Киевской митрополии и Московского патриархата. Как архиепископ черниговский, он не только довершил дело арх. Лазаря, но строгим выбором пастырей, привлечением мирян к работе в церкви; и широкой миссионерской работой поднял на высокий уровень дело просвещения Черниговского  края. Его справедливый архиерейский суд и защита слабых сделали из, него духовного вождя малороссийского народа. Святитель Феодосии скончался в 1696 г. и был причислен Церковью к лику святых (память 5 февраля).

Другим центром в Киевской митрополии была Почаевская Лавра, где подвизался преп. Иов. Она служила в ХVII веке оплотом православия против унии, борьба с которой была очень упорной. Самым жестоким гонителем православных был католический епископ полоцкий, Иосафат Кунцевич. Он был убит толпой народа, доведенного до отчаяния преследованиями. Самых решительным борцом против унии, был игумен брестский, Афанасий.

Начиная с середину ХVII века, киевские ученые во множестве переехали в москву, которая стала скоро большим просветительным центром. Там проявилось три направления в деле, образования. Одни были склоны к изучению греческого языка, вторые, опасаясь греков, считали, что надо беречь русский природный язык. Защитником русского языка против славянизмов и заимствований  с Юга-Запада был протопоп Аввакум. Его «Житие» написано на замечательном по чистоте и образованности языке.  Третье направление склонно было дать предпочтение латинской науке и поэтому настаивало на изучении латинского языка. Во главе его стоял ученый монах, Симеон Полоцкий, ученик западных католических школ. Он писал духовные стихи и драмы и имел большое влияние на, царя Алексея Михайловича.

В 1685году, в Москве была основана, выписанными из Греции братьями Лихудами, Славяно-греко-латинская академия. В эти же годы ученый Черниговский архимандрит Димитрий (Туптало), впоследствии митрополит ростовский, начал печатание полного собрания житий святых.

При патриархе Иоакиме (Савелове, 1674—90), в Москве боролись два течения. Одно возглавлялось воспитателем детей царя Алексея Михайловича, Симеоном Полоцким, авторитет которого при царе Феодоре Алексеевиче и царевне Софье был очень велик. Второе руководилось Епифанием Славинецким.

Патриарх целиком стоял на стороне Епифания, так как боялся западного влияния; которое благодаря, Симеону Полоцкому проникало в Москву. Он поддерживал поэтому греков. Богословский спор возник из-за определения времени пресуществления св. Даров. Симеон Полоцкий, согласно с католическим учением, утверждал, что оно совершается при произнесении слов Спасителя, а Епифаний Славинецкий, — согласно с православной традицией, — во время призывания св. Духа (эпиклезис).

Патриарх Иоаким, сам человек ученый, опровергал сочинения Симеона: "Венец веры", «Цвет Духовный» и «Обед душевный», но не мог ничего предпринять против их автора, настолько сильно было влияние Симеона. Только после смерти последнего, патриарх, поддержанный братьями Лихудами, начал борьбу с латинским влиянием, возглавлявшимся монахом Сильвестром Медведевым, написавшим в защиту западных идей книгу "Манна". Лихуды ответили «Врачеванием от угрызений змиевых» и «Диалогами грека к некоему иезуиту».

В 1690 году в Москве собрался против Сильвестра Медведева собор, который осудил его учение, но одновременно отверг книги, написанные киевскими учеными. Через год Сильвестр Медведев, который был очень близок к Шакловитому и царевне Софье, был казнен.

В конце XVII века русская Церковь значительно расширилась территориально. Были открыты новые епархии. Сибирская (основанная в 1620 году) была преобразована в 1668 году в митрополию. Кроме того были учреждены епархии в Нижнем Новгороде, Воронеже, Вятке, Архангельске, Белгороде, Астрахани н Тамбове. mитрополиты киевские, после вхождения митрополии в состав Московского патриархата, стали именоваться «Митрополитами Киевскими, Галицкими и всея Малые Руси».

 

 

Страхование автомобилей
Бухгалтерский учет в Москве

e-mail: mospolis@mail.ru

 
Hosted by uCoz