История Церкви!

 

 

 

 

<<<

СИНОДАЛЬНАЯ РЕФОРМА ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I

Если в XVI и XVII веках отношения между Церковью и государством в России были не всегда нормальны, и светская власть часто вмешивалась в церковные дела, все же в жизни государства Церковь занимала исключительно большое место. Ни Василию III, ни Иоанну Грозному не мыслилось, что Церковь можно не признавать или отвергать.

Царь Петр был человеком верующим, всю жизнь соблюдал посты, читал и пел в храме, но получил свое воспитание в протестантской среде и был чужд понимания иерархии и духовенству которые были против его преобразований русской жизни на западный лад, и старообрядцы считавшие его антихристом. Вопроса о взаимоотношении Церкви и государства для царя, Петра не существовало, так как он считал, что все в стране должно быть подчинено пользе государства. Для управления духовными интересами народа должен был быть учрежден особый разряд чиновников, параллельно с теми, кто управлял другими сторонами народной жизни. Поэтому ломка церковной жизни при царе Петре означала полную перемену в управления Церкви.   Первым препятствием к осуществлению такой ломки было патриаршество. Патриарх обладал в россии исключительно большим авторитетом и был во многом независим от царя. Поэтому, когда умер патриарх Адриан (1700), царь Петр не допустил избрания ему преемника, а назначил местоблюстителем патриаршего престола архиепископа рязанского Стефана Яворского, воспитанника польских иезуитских школ в киевской коллегии. Петр Великий особенно не доверял великороссийским архиереям видя в них приверженцев старины и противников всего идущего с Запада. Стефан Яворский же казался ему более подходящим для возглавления церковных дел в переходную эпоху.

Митрополит Стефан родился в Галиции был прислан митрополитом киевским Варлаамом в Москву. Царь приказал поставить его митрополитом в Рязань.  Другие кафедры были тоже постепенно замещены малороссами: Тобольская – Димитрием Туптало, который потом, по его просьбе, был переведен в Ростов, в Иркутск был послан  Варлаам Косовский.  В первый период царствования Петра часть иерархии была явно враждебна царю, как напр. еп. Исаия Нижегородский и еп. Игнатий Тамбовский, другая поддерживала его государственные мероприятия. В числе последних был еп. Афанасий Холмогорский, много способствовавший установлению торговых сношений с Англией через север России, и св. Митрофан еп. воронежский.   Св. Митрофан родился в 1623 году, во  Владимирской области, до сорока лет вел благочестивую жизнь семьянина и только овдовев принял священство и постригся в монашество. Долгое время он управлял Унжелским монастырем, а в 1682 году был поставлен епископом воронежским. Он присутствовал в Москве при тяжелых событиях, связанных с прениями о вере, и до конца жизни остался непримиримым обличителем раскола.

Св. Митрофан поддерживал царя в его работах по постройке флота отдал ему на «ратное дело» все свои деньги и призывал народ помогать Петру в защите отечества, Но св. Митрофан строго отличал нужные для страны преобразования от слепых заимствований с Запада. Он неоднократно убеждал царя не ломать русского уклада  жизни,  подтвердив свои мысли в своем завещании. Раз он отказался войти во дворец, так как у входа стояли статуи языческих божеств. В своей архипастырской деятельности св. Митрофан проявил много милосердия и сострадания к, нуждам народа. Царь Петр высоко ценил советы св. Митрофана,  посетил его перед кончиной и участвовал в его погребении в 1703 году. Св. Митрофан был причислен в 1832 году к лику святых (память 23 ноября).

Кроме св. Митрофана, царь Петр нашел поддержку в лице архимандрита Димитрия, вызванного им из черниговской епархии. Он был поставлен на кафедру митрополита Тобольского и всея Сибири, но, по состоянию здоровья, должен был остаться в России и был переведен в Ростов Великий.

Св. Димитрий происходил из скромной казачьей семьи, получил образование в Киеве и стал помощником арх. Лазаря Черниговского в его просветительных трудах. За годы управления ростовской митрополией св. Димитрий сделал очень много для поднятия народного благочестия, строго наблюдал за благочинным совершением служб в церквах; он написал поучения иереям и устроил для детей духовенства училище при своем архиерейском доме. Он составил полный круг житий святых (Четьи Минеи) и много сочинений против раскола, непримиримым обличителем которого он был всю жизнь. Св. Димитрий почил в 1709 году и был причислен к лику святых в 1757 г. (память 21 сентября).

РУССКАЯ ЦЕРКОВЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ЦАРСТВОВАНИЯ ПЕТРА I.

Назревавшее в духовенстве и в народе недовольство нововведениями царя Петра особенно сказалось в связи с процессами царицы Евдокии и царевича Алексея, в которых иерархи и духовенство принимали близкое участие.  Царь Петр постриг насильно свою жену в монахини, но очень многие продолжали считать ее царицей и ее поминали в храмах. Когда начался против царицы процесс, к нему были привлечены монахини Покровской обители, в которой она была заключена, ее духовник и митрополит ростовский Досифей (Глебов). Суд был жестокий, и в числе казненных был и ростовский митрополит.

Еще более возбудил против царя процесс царевича Алексея, который писал из-за границы многим архиереям и духовным лицам и этим замешал их в свое дело.

Из мероприятий, вызванных событиями военного времени, но сильно отразившимися на церковной жизни л усилившими противодействие реформам, было отобрание колоколов у церквей для перелитая их на пушки и учреждение монастырского Приказа.

Царь Петр был противником монашества, считал всех монахов «тунеядцами» и «стремился постепенно к сокращению числа монастырей и переведению их на положение трудовых домов. Над монастырскими имуществами  был учрежден строгий надзор, много земель и денег было отобрано в казну, монахам было запрещено иметь бумагу и чернила и что-либо писать, в келиях. Многие монастыри, даже там, где они составляли с государственной  точки зрения оплоты русский культуры на окраинах, были закрыты.

Так сак местоблюститель патриаршего престола, митрополит Стефан, казался царю недостаточно сочувствующим  реформам церковной жизни, царь приблизил к себе в качестве советника архимандрита Феодосия Яновского, имевшего очень свободный взгляд на религиозные вопросы и умевшего подделываться под мнение царя. Он вел светскую жизнь и вызывал большой соблазн в народе.

Вторым помощником царь Петр избрал себе киевского монаха, Феофана Прокоповича, человека очень начитанного, жаждавшего играть роль и участвовать в реформах. Он учился в Киеве, Кракове и Риме, перешел в католичество, но по практическому складу своего ума не воспринял схоластической науки и стал резким противником католического богословия. В Киеве он вернулся в православие и занимал ряд должностей в академии  Похвала Петру I после Полтавской битвы обратила  на него внимание царя. В 1716 году он был вызван в Петербург и, несмотря на протесты местоблюстителя Стефана Яворского и ректора московской академии Феофилакта Лопатинского, обвинявших Феофана в склонности  к протестантству, царь добился поставления его в епископы псковские к поручил ему составление нового положения по управлению Церковью (Регламента).

УЧРЕЖДЕНИЕ СВЯТЕЙШЕГО ПРАВИТЕЛЬСТВУЮЩЕГО СИНОДА И «ДУХОВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ».

Царь Петр, после недолгого глумления над верой и устройства кощунственных процессий в Москве, решил ввести в России церковный строй, подобный тому, который  существовал в лютеранских странах Германии. В 1712 году при посещения: Виттенберга он заявил своим спутникам, что ставят очень высоко дело Лютера, как устроителя церковных дел. Слова эти относились только к внешнему устройству, а не к догматам веры. Царь Петр всегда подчеркивал, что он не вмешивается в дела веры, и в своих разговорах с католическими богословами в Париже и англиканами в Лондоне указывал, что по всем догматическим вопросам они должны говорить не с ним, а с духовенством. Царь Петр считая, что синодальное  устройство протестантской церкви наиболее целесообразно с точки зрения пользы государства.

К началу 1721 года, новое управление духовных дел и «Регламент» получили свою окончательную форму. Первое было сосредоточено в руках «Святейшего Правительствующего Синода», который явился параллельным «Правительствующему Сенату» государственным учреждением. Он состоял из президента, двух вице-президентов, 4 советников и 4 асессоров из духовенства. Представителем царя в Синоде был обер-прокурор, «око государя и стряпчий по делам государственным». В указе об учреждении должности обер-прокурора говорилось: «Выбрать в синод из офицеров доброго человека, кто бы имел смелость и мог дела синодского управления знать». Восточные патриархи признали за Синодом право управлять Церковью.

При епархиальных архиереях были учреждены должности прокуроров (переименованных потом в секретарей) и фискалов или инквизиторов, а при Синоде устроен «инквизиторский приказ» для наблюдения за благонадежностью духовенства.

«Духовный Регламент», составленный еп. Феофаном Прокоповичем, подробно изъяснял смысл и значение происшедших перемен в церковном управлении. Главной целью их являлось ослабление влияния духовенства на народ. Ни в указах об учреждении Синода, ни в «Регламенте», — слово Церковь ни разу не упоминалось.

Первым президентом Синода был назначен митр. Стефан Яворский, но после его кончины в 1722 году преемника ему уже не назначили. Вице-президентами был — еп. Феофан (Прокопович) и еп. Феодосии (Яновский).

Синод обладал в делах веры и управления очень широкими правами, но судебные права Церкви были значительно сокращены. Имущества, принадлежавшие патриархии, были отобраны в казну.

Из мер, принятых к дальнейшему ослаблению Церкви в конце царствования Петра, надо отметить решения о сокращении числа духовенства и указ 1723 года, запрещавший пострижение в монашество.

 

 

Страхование автомобилей
Бухгалтерский учет в Москве

e-mail: mospolis@mail.ru

 
Hosted by uCoz