<<<
|
МОНАСТЫРИ,
МОНАШЕСТВО И ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В XVIII В.
Последствия
«Духовного Регламента» оказались очень губительными. Иерархия была
принижена в отношении государственной власти, рядовое духовенство,
особенно сельское, попало в исключительно тяжелое моральное и
материальное положение, Особенно после усиления крепостного права,
сельский священник оказался вполне в зависимости от помещика,
который часто приравнивал его к своим дворовым. Одичание и падение
нравов в народе было очень сильным.
В
XVIII
веке произошло несколько народных бунтов и в них кроме народа
принимало участие сельское, а иногда и городское духовенство,
которое жаждало избавиться от гнета светских властей. Во время
Пугачевского бунта в некоторых областях все духовные лица примкнули
к восставшим и, когда Синод издал указ о запрещении в служении
священников, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось
духовенства, чтобы совершать богослужения.
Во время чумного
бунта в Москве толпа, в которой было много раскольников, убила
архиепископа Амвросия.
Еще более тяжелым
было положение монастырей. В них посылались, по указу имп. Петра
I, инвалиды и
сумасшедшие и, хотя в 1760 году имп. Елизавета разрешила вновь
постригать монахов, окончательное отобрание монастырей со всем их
имуществом в казну в 1764 году нанесло монашеству страшный удар.
Против падения
нравов духовенства и народа боролся святитель Иоасаф (Горленко),
который своей строгости рвением о благочинии церковном поднял высоко
уровень своих пасомых. Он родился в 1705 году в Прибыл сыном
полковника, а по матери происходит гетмана Апостола. 18 лет он
постригся в монахи, ом, по окончании киевской академии, был
настоятелем Лубенского монастыря, откуда был переведен игуменом
Троице-Cергиевой Лавры. В 1748 году он был посвящен на белгородскую
кафедру и приложил много для поднятия умственного и нравственного
уровня духовенства, просвещения народа и борьбы с суевериями и
сектантством.
Еп. Иоасаф отличался
большой нестяжательностью и милосердием к страждущим и нуждающимся.
За его великие труды и праведную и строгую жизнь Церковь причислила
его к лику святых (память 5 сент. и 10 дек.).
Вторым борцом за
духовное просвещение народа был святитель, соседней к белгородской
епархии, епископ воронежский Тихон (1724-1783). Сын бедного он
провел очень трудное детство и, по окончании Новгородской семинарии,
стал учителем. В 1758 году он постригся в монахи, а в1761 был
посвящен во епископа ладожского. Как на Севере, так потом в
Воронеже, еп.Тихон постоянно учил народ, давая ему пример
благочестия и святости жизни. Он рассылал все свои деньги по тюрьмам
и богадельням и сам, в одежде простого инока, посещал больных и
бедных. В 1769 году он оставил свою епархию и, уйдя на покой,
поселился в Толшевском монастыре, около гор. Задонска. Там он
написал много замечательных трудов о монашеской жизни. Он наставлял
на путь христианской жизни всех, кто к нему обращался. Из его трудов
надо отметить "Сокровище духовное от мира собираемое". Великий
молитвенник, он учил окрестных, крестьянских детей молитвам. Церковь
причислила еп. Тихона к лику святых (память 13 авг.).
Многие благочестивые
люди, искавшие монашеской жизни, не могли найти ее в России в эпоху
разгрома монастырей и уходили за пределы страны. Так, ученик
киевской академии, инок Паисий (Величковский), ушел сперва на Афон,
где основал скит св. Ильи, а потом в Молдавию, где много
способствовал восстановлению монашества. Нямецкая Лавра, в которой
он настоятельствовал, сделалась в конце века центром духовного
просвещения. Из его учеников многие стали восстановителями
монашеской жизни в России, в частности в Оптиной Пустыни.
ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ
Несмотря на свое
унижение и полную зависимость от государства, Церковь продолжала
свою просветительную деятельность. В Духовном Регламенте были даны
указания относительно устройства школ при архиерейских домах,
которые впоследствии стали семинариями. Были открыты духовные школы
низшей ступени. Церковное просвещение сосредотачивалось главным
образом в высших духовных учебных заведениях. Первым из них, в
течение всего ХVШ
века была киевская академия, которая служила очагом духовной
культуры не только для юга, но и для севера России. Вторым центром
была московская Славяно-греко-латинская академия. В Новгороде,
братья Лихуды, вернувшиеся после своего изгнания, продолжали свою
просветительную деятельность. Наконец, в 1727 году была основана еп.
Епифанием (Тихорским) новая высшая школа по образцу киевской
академии, — харьковский Коллегиум.
Первое место среди
богословов ХVШ
века занимает митр. Стефан Яворский. Как ученый, он был
представителем киевской образованности и большим поклонником Фомы
Аквината. Он написал против протестантства сочинение, "Камень веры",
в котором проводил католический взгляд на отношения Церкви и
государства, что не понравилось царю. Ввиду распространения учения о
пришествии антихриста, он написал книгу "О знамениях пришествия
антихриста".
Влияние Церкви на
светское просвещение было очень ограниченным. Правда, в
произведениях литературы можно найти примеры духовных стихотворений,
как "Размышление" Ломоносова или ода "Бог" Державина, но они редки,
и вся культура ХVШ
века в России развивалась вне Церкви. В середине ХVШ
века был пересмотрен славянский текст Библии, и она вышла 4
изданиями. Много потрудился над церковной историей датчанин Никодим
Селлия, перешедший в Православие, ставший иноком в одном из северных
монастырей. Он составил 5 книг о российской иерархии, соборах,
монастырях, училищах и словарь чудотворных икон. Большое влияние
имело описание путешествий по святым местам Василия Барского,
ходившее по рукам в бесчисленных списках.
|
|