RCIstorii

 

 

 

 

<<<

МОНАСТЫРИ, МОНАШЕСТВО И ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В XVIII В.

Последствия «Духовного Регламента» оказались очень губительными. Иерархия была принижена в отношении государственной власти, рядовое духовенство, особенно сельское, попало в исключительно тяжелое моральное и материальное положение, Особенно после усиления крепостного права, сельский священник оказался вполне в зависимости от помещика, который часто приравнивал его к своим дворовым. Одичание и падение нравов в народе было очень сильным.

В XVIII веке произошло несколько народных бунтов и в них кроме народа принимало участие сельское, а иногда и городское духовенство, которое жаждало избавиться от гнета светских властей. Во время Пугачевского бунта в некоторых областях все духовные лица примкнули к восставшим и, когда Синод издал указ о запрещении в служении священников, участвовавших в бунтах, во многих местах не оказалось духовенства, чтобы совершать богослужения.

Во время чумного бунта в Москве толпа, в которой было много раскольников, убила архиепископа Амвросия.

Еще более тяжелым было положение монастырей. В них посылались, по указу имп. Петра I, инвалиды и сумасшедшие и, хотя в 1760 году имп. Елизавета разрешила вновь постригать монахов, окончательное отобрание монастырей со всем их имуществом в казну в 1764 году нанесло монашеству страшный удар.

Против падения нравов духовенства и народа боролся святитель Иоасаф (Горленко), который своей строгости рвением о благочинии церковном поднял высоко уровень своих пасомых. Он родился в 1705 году в Прибыл сыном полковника, а по матери происходит гетмана Апостола. 18 лет он постригся в монахи, ом, по окончании киевской академии, был настоятелем Лубенского монастыря, откуда был переведен игуменом Троице-Cергиевой Лавры. В 1748 году он был посвящен на белгородскую кафедру и приложил много для поднятия умственного и нравственного уровня духовенства, просвещения народа и борьбы с суевериями и сектантством.

Еп. Иоасаф отличался большой нестяжательностью и милосердием к страждущим и нуждающимся.  За его великие труды и праведную и строгую жизнь Церковь причислила его к лику  святых   (память 5 сент. и 10 дек.).

Вторым борцом за духовное просвещение народа был святитель, соседней к белгородской епархии, епископ воронежский  Тихон (1724-1783).  Сын  бедного он провел очень трудное детство и, по окончании Новгородской семинарии, стал учителем. В 1758 году он постригся в монахи, а в1761 был посвящен во епископа ладожского. Как на Севере, так потом в Воронеже, еп.Тихон постоянно учил народ, давая ему пример благочестия и святости жизни. Он рассылал все свои деньги по тюрьмам и богадельням и сам, в одежде простого инока, посещал больных и бедных. В 1769 году он оставил свою епархию и, уйдя на покой, поселился в Толшевском монастыре, около гор. Задонска. Там он написал много замечательных трудов о монашеской жизни. Он наставлял на путь христианской жизни всех, кто к нему обращался. Из его трудов надо отметить "Сокровище духовное от мира собираемое". Великий молитвенник, он учил окрестных, крестьянских детей молитвам. Церковь причислила еп. Тихона к лику святых (память 13 авг.).

Многие благочестивые люди, искавшие монашеской жизни, не могли найти ее в России в эпоху разгрома монастырей и уходили за пределы страны. Так, ученик киевской академии, инок Паисий (Величковский), ушел сперва на Афон, где основал скит св. Ильи, а потом в Молдавию, где много способствовал восстановлению монашества. Нямецкая Лавра, в которой он настоятельствовал, сделалась в конце века центром духовного просвещения. Из его учеников многие стали восстановителями монашеской жизни в России, в частности в Оптиной Пустыни.

ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ

Несмотря на свое унижение и полную зависимость от государства, Церковь продолжала свою просветительную деятельность. В Духовном Регламенте были даны указания относительно устройства школ при архиерейских домах, которые впоследствии стали семинариями. Были открыты духовные школы низшей ступени. Церковное просвещение сосредотачивалось главным образом в высших духовных учебных заведениях. Первым из них, в течение всего ХVШ века была киевская академия, которая служила очагом духовной культуры не только для юга, но и для севера России. Вторым центром была московская Славяно-греко-латинская академия. В Новгороде, братья Лихуды, вернувшиеся после своего изгнания, продолжали свою просветительную деятельность. Наконец, в 1727 году была основана еп. Епифанием (Тихорским) новая высшая школа по образцу киевской академии, — харьковский Коллегиум.

Первое место среди богословов ХVШ века занимает митр. Стефан Яворский. Как ученый, он был представителем киевской образованности и большим поклонником Фомы Аквината. Он написал против протестантства сочинение, "Камень веры", в котором проводил католический взгляд на отношения Церкви и государства, что не понравилось царю. Ввиду распространения учения о пришествии антихриста, он написал книгу "О знамениях пришествия антихриста".

Влияние Церкви на светское просвещение было очень ограниченным. Правда, в произведениях литературы можно найти примеры духовных стихотворений, как "Размышление" Ломоносова или ода "Бог" Державина, но они редки, и вся культура ХVШ века в России развивалась вне Церкви. В середине ХVШ века был пересмотрен славянский текст Библии, и она вышла 4 изданиями. Много потрудился над церковной историей датчанин Никодим Селлия, перешедший в Православие, ставший иноком в одном из северных монастырей. Он составил 5 книг о российской иерархии, соборах, монастырях, училищах и словарь чудотворных икон. Большое влияние имело описание путешествий по святым местам Василия Барского, ходившее по рукам в бесчисленных списках.

 

 

Страхование автомобилей
Бухгалтерский учет в Москве

e-mail: mospolis@mail.ru

 
Hosted by uCoz