История Церкви!

 

 

 

 

<<<

ПОЛОЖЕНИЕ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В XIX ВЕКЕ.

ОТНОШЕНИЯ С ГОСУДАРСТВОМ

Хотя в XIX веке не произошло никаких существенных перемен во взаимоотношениях между Церковью и государством, а, наоборот, была сделана попытка подчинить церковные интересы государственным, жизнь церковная развивалась и во многих областях достигла расцвета. Кроме широкого развития церковной науки и просвещения, миссионерская работа охватила новые области и страны, а монашество пережило период обновления.

В начале века во главе церкви стоял митрополит московский Платой (Левшин), замечательный оратор и ученый богослов, имевший очень большое влияние на современников, но державшийся в стороне от государственных дел. Митрополит новгородский и петербургский Амвросий (Победов), иерарх, обладавший большими дипломатическими способностями и очень осторожный в своих мнениях, играл, наоборот, значительную роль в столице. Он был первенствующим членом Синода. Имп. Александр I и его ближайшие помощники мало интересовались церковными делами и только один из них, М. М. Сперанский, который подготовлял общий план реформы государственного управления, понимал, что необходимо произвести Некоторые реформы церковной жизни.

Сын сельского священника, прошедший через семинарию и бывший префектом и учителем философии, он знал как о нуждах духовенства, так и о недочетах духовного образования.

Когда встал вопрос о преобразованиях в духовном ведомстве в 1803 году, обер-прокурором был назначен личный друг императора, кн. А. Н. Голицын, человек увлекающийся, далекий от православия. Дело преобразования училищ было поручено ученому архимандриту Евгению Болховитинову, который приготовил новый полный план устройства школ. Была учреждена при Синоде особая комиссия, которая разрешила насущные вопросы, включая создание духовно-учебного капитала на поддержание школ.

Все дальнейшие преобразования жизни Церкви связаны с деятельностью замечательного ученого, проповедника и блюстителя прав Церкви, митр. Филарета Дроздова (1782-1867). Он являлся виднейшим церковным работником в течение больше чем полувека, и с ним связаны все стороны церковной жизни в течение трех царствований.

Сын священника из города Коломны, будущий митрополит московский окончил курс московской семинарии и московской академии, преподавал сперва в семинарии, потом в академии и стал ее ректором в 1811 году. В 1817 году он был посвящен во епископа Ревельского, переведен в 1819 году в Тверь и сделан членом Синода. В 1821 году был назначен в Москву и занимал столичную кафедру до 1867 года.

Благодаря его удивительным административным: способностям, необыкновенно осторожной, но в то же время твердой политике в отношении к государству, русской Церкви удалось пережить много трудных периодов и сохранить свое духовное достояние.

1812 год был временем большого не только патриотического, но и религиозного подъема. Митр. Платой прислал императору из Сергиевской Лавры благословение на борьбу с врагами и икону преп. Сергия. Викарий митрополита, еп. Августин, вручил ополчению церковные хоругви. Духовенство и монастыри жертвовали на спасение родины все, что имели. Пред оставлением Москвы, из столицы были вывезены чудотворные иконы — Владимирская, Иверская и Смоленская. Последняя сопровождала войска главнокомандующего М. Кутузова.

Отношение французов к православным святыням, осквернение и ограбление храмов вызвало в народе единодушный порыв для защиты святынь. Митр. Платон дожил  до освобождения Москвы и передал свою паству еп. Августину. Государство признало заслуги духовенства и Церкви во время войны и пришло на помощь не только церквам, но и пострадавшим священнослужителям и монахам.

В настроениях императора Александра I произошла после войны перемена. Он стал более религиозным, но склонным не к церковности, а к отвлеченной мистике. На него стала влиять проповедница мистических идей баронесса Крюденер. Религиозный перелом в настроениях Александра I, приведший к созданию Священного Союза европейских монархов, имел очень пагубные последствия для православной Церкви. Император окружил себя мистически настроенными людьми, которые считали, что они ближе к истине, чем Церковь. В России распространились всевозможные секты и учения, которые захватили многих видных государственных людей.

Параллельно с мистическим движением, в России развилась деятельность Библейского Общества, которая во многом была полезна и способствовала духовному просвещению, но одновременно оказалась центром противников Церкви, которые желали проводить вне ее дело распространения Священного Писания.

Общество было открыто 11 января 1813 года в доме кн. Голицына, в присутствии видных сановников, духовных лиц всех вероисповеданий и пасторов Патерсона и Пинкертона, представителей Британского Библейского Общества. Отделения Общества были основаны во многих городах Империи. Были сделаны переводы Библии на русский и инородческие языки, которые широко распространялись по России, и издано Евангелие с параллельным славянским и русским текстом. Много потрудились над переводами Священного Писания еп. Филарет (Дроздов) и свящ. Г. Павский.

Отрицательной стороной благотворительной и издательской деятельности Общества было то, что призывы и распоряжения шли административным путем, и Слово Божие распространялось при помощи государственных учреждений. Кроме того, от дела издания была отстранена Церковь. Все производилось вне ведома Синода, духовные лица были привлечены к работе частным путем, наравне с представителями других исповеданий.

В 1817 году влиянию Церкви был нанесен новый удар. Император учредил Министерство Духовных Дел и Народного Просвещения, которое, вместо самой Церкви, должно было приводить христианские начала в жизнь. Во главе министерства был доставлен кн. Голицын, который считал, что проведение христианских начал в жизнь должно идти не через Церковь, а через Библейское Общество. Во главе департамента духовных дел был поставлен поэтому секретарь библейского комитета, мастик А. И. Тургенев. Православная Церковь оказалась благодаря этому в зависимости от Библейского Общества.

Министерство принялось за борьбу с вольнодумством и новыми идеями н начало государственным путем вводить повсюду христианские идеи. К иерархии новое министерство относилось плохо. Митр. Амвросий, который противился вмешательству Голицына в жизнь Церкви, был уволен и на его место назначен арх. Михаил (Десницкий), воспитанник дружеского масонского общества, но и он, несмотря на свое воспитание, оказался твердым защитником православия.

На защиту Церкви выступил в 1821 году преемник митр. Михаила, митр. Серафим (Глаголевский). Он сотрудничал в начале с Библейским Обществом, но потом вышел из него. Одновременно московским архиепископом был назначен Филарет (Дроздов). С назначением митр. Серафима началось ослабление влияния Голицына и министерства духовных дел и восстановление прав Церкви, кончившееся отставкой Голицына и выделением дел, касающихся Православной Церкви, из ведения министерства. В деле защиты православия сыграл большую роль архимандрит Новгородского Юрьевского монастыря Фотий (Спасский), который имел большое влияние на императора.

Митрополит Серафим был назначен президентом Библейского Общества, и оно оказалось под контролем Синода. Преемник кн. Голицына, адмирал Шишков, впал в другую крайность. Он начал борьбу против мистицизма. Библейского Общества и духа неправоверия и стал проводить патриотически православную политику, опять вне  Церкви, только государственными средствами.

Деятельность Библейского Общества была сокращена,  а вместе с тем началось гонение на русский перевод Священного Писания. Из библиотек были изъяты все мистические книги. Гонению подверглись некоторые иерархи, которых Шишков считал слишком либеральными, в том числе митр. Филарет, которого лишили звания члена Синода. Адмирал Шишков и ген. Аракчеев потребовали осуждения его катехизиса, но митрополит Серафим и Синод не допустили этого.

ПОЛОЖЕНИЕ ЦЕРКВИ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИМПЕРАТОРОВ НИКОЛАЯ I, АЛЕКСАНДРА II И АЛЕКСАНДРА III

В XIX веке отношения между Церковью и государственной властью в России продолжали основываться на одностороннем акте, изданном государством, который, несмотря на подчас очень внимательное отношение императоров в нуждам: духовенства, ставил часто непреодолимые препятствия к развитию нормальной церковной жизни.

Императоры Российские, в силу Духовного Регламента, продолжали до самой революции во время чина коронования возлагать сами на себя корону, тогда как даже в Англии, где король является главой Церкви, его коронует архиепископ.

Ограничения, введенные в дело канонизации святых, привели к тому, что за синодальный период, вплоть до царствования ими. Николая II, было прославлено всего 4 святителя и ни одного преподобного.

Стеснения в церковной жизни происходили главным образом от обер-прокуроров, особенно, если они были, как гусарский полковник гр. Протасов (1836-55), людьми неверующими. Только исключительный такт и авторитет митрополита московского Филарета (Дроздова) дали Церкви возможность вполне развить отдельные области церковной жизни.

Другой тяжелой стороной церковной жизни в XIX веке было введение обязательности церковных обрядов для всех государственных служащих. Таинства исповеди и причастия стали такой же ежегодной государственной повинностью, как и другие служебные обязанности, а духовенство Должно было наблюдать за их исполнением.

Но самой тяжелой стороной церковной жизни было начавшееся с XVIII в. полное оскудение и обеднение сельского духовенства. Первые меры к улучшению его положения были приняты при ими. Павле I, но не дали реальных результатов. Только в 1828 году ими. Николай I высказал пожелание, «чтобы чин духовный имел все средства к прохождению служения своего не препираясь заботами о жизни».

В силу этого пожелания был образован «Комитет по приисканию средств для обеспечения сельского духовенства». Он работал 13 лет и выработал «штаты 1842 года». Наибеднейшим приходам государством оказывалась денежная помощь, но она оказалась совершенно недостаточной.

1860 году всякая помощь приходам была прекращена и учреждено «Особое присутствие по делам православного духовенства». Одновременно сельское духовенство, в связи с разорением помещичьего класса, лишилось и его поддержки. С крестьян же в силу закона оно не могло ничего брать за требы.

Состояние полного обнищания духовенства дошло до предела. Положение его ярко очерчено в записке прот. Беллюстина, поданной им Синоду. Особое присутствие заседало 23 года и не нашло никакого другого выхода из положения, как сокращение числа приходов и закрытие беднейших из них.

Губительное для Церкви решение было опротестовано не только Синодом, но и обер-прокурором К. П. Победоносцевым. На докладе последнего имп. Александр III сделал пометку: «В высшей степени желательно восстановить порядок, установленный в царствование имп. Николая I». Но это была только временная мера, не дававшая разрешения основному вопросу церковной жизни: оживление деятельности самого прихода, независимо от помощи со стороны государства.

Одновременно начали раздаваться голоса о необходимости созыва собора, который мог бы восстановить нормальные отношения между церковью и государством. Об этом писал в начале века П. Чаадаев, а потом писатель Н. Лесков и гос. контролер Т. Филиппов.

В течение всего века наблюдается отход интеллигентного класса от Церкви. Только отдельные представители его жили церковными интересами и болели о ее ненормальном положении. Н. В. Гоголь составил «Толкование на литургию», а небольшая группа славянофилов  и, в частности, А. С, Хомяков автор ряда ценных богословских трудов, вели церковную работу. Огромное большинство русских культурных людей XIX века жило рядом с Церковью, но не в Церкви, а иногда было явно враждебны Церкви.

Из мер, принятая в конце XIX века к установлению более правильного отношения епископата и верховной власти, надо отметить отмену, по инициативе Л. Тихомирова, слов архиерейской присяги, в которой епископы признавали императора своим "крайнем судией".

За XIX век русская православная Церковь не только  расширилась в своих пределах, но значительно преумножила количество епархий, число которых достигло 68 при 71 викарии. Все же число епископов было незначительным по отношению к многочисленной пастве. Поэтому только в редких случаях епископам удавалось объезжать всю свою епархию. Епархии делись на благочинии, в которые входило по несколько приходов.

 

 

Страхование автомобилей
Бухгалтерский учет в Москве

e-mail: mospolis@mail.ru

 
Hosted by uCoz