<<<
|
ПРАВОСЛАВНОЕ МОНАШЕСТВО И ДУХОВНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ В XIX В.
ПРЕП.
СЕРАФИМ САРОВСКИЙ
Ослабленное и
численно очень ограниченное за — век монашество стало
восстанавливаться в начале века. Из Молдавии, где жил и подвивался
арх. Паисий (Величковский), в Россию приехало несколько иноков,
искавших возможности продолжать свой монашеский подвиг на родной
земле, а в самом центре России явился великий светильник русской
Церкви, преп. Серафим Саровский. Св. Серафим, в миру Прохор Мошнин,
родился Июля 1759 года в Курске. Он был сыном богатого подрядчика,
строившего церкви и казенные здания, человека благочестивого и
исключительной честности. мать его, Агафья, была тоже
богобоязненной женщиной, много делавшей для Церкви. Семи лет мальчик
упал с колокольни, но остался невредимым. Во время тяжкой болезни
отроку Прохору было видение Божией Матери, которая его исцелила от
недуга, и с этой поры жизнь будущего подвижника проходила под
Ее покровом.
Прохор много читал,
главным образом жития святых, и решил пойти со странниками в Киев на
богомолье, 19-ти лет он с благословения матери стал послушником
Саровской Обители, тамбовской епархии, и в течение долгих лет
проходил там всевозможные послушания, продолжая изучать Священное
Писание и творения отцов Церкви. 3 года он болел и вновь был
исцелен Божией Матерью.
Он подвизался в
лесу, а в 1786 году принял постриг и получил имя
Серафима. Посвященный сперва в диакона, а потом в иерея, он
удостоился видения Спасителя и ангелов, стоящих вкруг престола во
время совершения литургии.
После новых подвигов
в одиночестве в лесу и полного затворничества, когда он только в
праздники и воскресенье приходил в монастырь чтобы служить литургию,
он тысячу дней и ночей провел в молитве на камне с воздетыми руками.
В лесу на
преподобного напали разбойники, избили его до полусмерти, и он
принужден был вернуться в обитель, так как не мог больше оставаться
в глуши. Братия избрала его в игумены, но он отказался по смирению и
принял на себя. подвиг молчания и полного отречения от всякой земной
суеты и мысли. Так продолжал он свои подвиги, готовясь к служению
своим ближним до 1825 года, когда открыл широко двери своей келии
К нему со всех
сторон стали стекаться за духовным советом и вразумлением. Всех
приходивших он встречал словами "радость моя", иногда он обличал, но
всегда с кротостью и всегда наставлял и направлял на истинный путь.
Его никогда не видели печальным. Лик его светился неземным светом.
Он обладал даром пророчества и исцеления. Ежедневно более тысячи
человек приходило к нему за советом. Особенно он заботился о
Дивеевской женской обители, которая находилась недалеко от Сарова.
Почил преп. Серафим стоя на коленях перед иконой Божьей Матери 2
января 1833 г. Церковь причислила его к лику святых. Хотя сам преп.
Серафим ничего не писал, но его замечательные наставления о
"стяжании Духа Святаго" были записаны помещиком Мотовиловым.
Преподобный учил, что познание Бога дается человеку только после
долгого искуса и внутренней подготовки. Нельзя богословствовать если
твое сердце не очищено. Главной целью для человека является его
внутреннее просветление чрез стяжание даров Духа Святого.
|
|